- Синедрион
- под Синедрионом разумеется верховное судилище иудеев, находившееся в Иерусалиме и состоявшее из 72-х членов, под председательством Первосвященника. Начало великого Синедриона раввины и талмудисты возводят к временам Моисея, приводя в основание сказание Писания о 70-ти старейшинах при Моисее, утверждая, что Синедрион всегда существовал и после, и во время плена, и по возвращении из плена снова организован был Ездрою, и власть его распространяли от народа до священников и пророков, подчиняя ему даже и царей. Но следов такого судилища в древней истории иудеев не видно ни до плена, ни после до самых времен Маккавейских. Первые следы его существования делаются заметными во времена Маккавейские. Учреждению его могли положить основание некоторые общественные совещания, бывшие при Ездре и сделавшиеся особенно нужными в первые времена Маккавейские. Члены великого Синедриона избирались подачею голосов или жребием из священников, ученых книжников и старейшин и начальников народных. Председателем был первосвященник, который назывался Глава, или Наси, царь не мог быть председателем. Председатель назначал и созывал собрание, и без него ничего не решалось. В Св. Писании и у Флавия упоминаются нередко многие первосвященники и священники, главы священников, облеченные высшею властию. Другие члены Синедриона были из глав народа представители колен, старейшины и начальствующие на народе. Третий класс в составе членов Синедриона составляли книжники, законоведцы, ученые толкователи закона касательно духовных и светских, гражданских, предметов. Члены были преимущественно Фарисейской и Саддукейской секты; ученые и книжники преимущественно Фарисейской (Деян. 5, 17, 34, 23, 6). Местом собрания, по мнению талмудистов, была зала в отделениях при храме Иерусалимском, что, впрочем, Флавий оспаривает (о Войне К. V. 4, 2 и VI, 6, 3), но в особенных и крайних случаях собирались в доме первосвященника (Мф. 26, 3, 57, 59. Иоан. 18, 24). По разрушении Иерусалима Синедрион не был уже более судилищем, а школою или училищем Закона; но и в этом виде он служил еще немаловажным союзом единства для иудеев влиянием своей власти и своими решениями и постановлениями. Судилищу Синедриона подлежали важнейшие дела народные; менее важные дела решались в низших судилищах, которые были в каждом городе. Ему подлежали обсуждения и решения, напр., о войне и мире, о правах и делах общественных, о правительственных должностях, дела апелляционные, важнейшие административные меры относительно церковных дел, определение новолуния, учреждения Богослужебные касательно жертв, суждения о способности священников, учреждения в городах низших Судей, городские и церковные строения, предприятия воинские. От него выходили законы и постановления, касающиеся всего Израиля, коим все обязаны были оказывать совершенное послушание; также судебные решения, касающиеся целого какого-либо колена или первосвященника, или непокорного из членов Синедриона, или уклонения какого-либо города к идолопоклонству, или ложных пророков и обольстителей народных (Мф. 27, 63. Лук. 13, 33. Деян. 4, 2, 5, 28), богохульников (Мф. 26, 65. Иоан. 19, 7. Деян. 6, 13); также государственных преступников (Древн. К. XIV, гл. 9, § 3). В религиозных делах судебная власть его простиралась и на иудеев в рассеянии (Деян. 9, 2, 26, 10 - 11). Влияние Синедриона простиралось и на царя (non indicat et non indicatur); без его согласия царь не мог начинать никакой войны (Древн. IV, 8, 17). До покорения Иудеи римлянами, Синедриону принадлежало право жизни и смерти; но с этого времени власть его была ограничена; он мог произносить смертные приговоры, но на исполнение их требовалось согласие Римского правителя (Иоан. 18, 31, 19, 6).
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.